Форум Странников

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Странников » Находки » Роберто Ассаджоли. "Нервные заболевания при духовном росте".


Роберто Ассаджоли. "Нервные заболевания при духовном росте".

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Духовное развитие   человека   -   это  длительный  процесс;  это
путешествие по  чудесным  странам,  богатое  не  только  удивительными
событиями, но и препятствиями,  опасностями.  Оно связано с процессами
глубокого морального  очищения,  полной   трансформации,   пробуждения
многих не  использовавшихся  ранее  способностей,  роста  сознания  до
немыслимого прежде  уровня,  расширения  его   на   новые   внутренние
пространства. Поэтому  не  удивительно,  что  столь  важные  изменения
проходят различные критические стадии,  которые  нередко  сопряжены  с
нервными, эмоциональными  и  умственными  расстройствами.  При обычном
клиническом наблюдении   их   легко    спутать    с    расстройствами,
происходящими от совсем иных причин.

На пути  к  достижению  полного духовного сознания  человек может
проходить через  пять  критических  стадий:  кризисы,   предшествующие
духовному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады
вслед за  духовным   пробуждением;   кризисы   на   стадии   духовного
пробуждения и, наконец, "темная ночь души".
Рассмотрим их по порядку.

0

2

Кризисы, предшествующие духовному  пробуждению.
Время от времени случается,
что  "обычный"  человек  претерпевает  в  своей  душевной  жизни
внезапную трансформацию, которая застает его врасплох и пугает. Иногда
эта трансформация  наступает  в  результате  многих  разочарований,  а
нередко и сильного душевного потрясения,  например,  вследствие потери
близкого человека.  Однако  порой  она  протекает  без внешних причин:
среди полного   благополучия   и   благоволения    судьбы    возникает
неопределенное беспокойство,  чувство неудовлетворенности и внутренней
пустоты. Человек страдает от отсутствия чего-то неопределенного, того,
что сам  он  не  может  ни  назвать,  ни описать.  Постепенно приходит
чувство нереальности,  суетности  будничной  жизни.  Личные  интересы,
которые до  сих пор занимали человека и целиком заполняли его,  как бы
блекнут и  теряют  свою  важность  и  ценность.   На   передний   план
пробиваются новые вопросы: человек начинает размышлять о смысле жизни,
о причинах явлений,  которые  прежде  воспринимались  как  сами  собой
разумеющиеся -   он   размышляет  об  истоках  собственного  и  чужого
страдания, об оправдании человеческого  неравенства,  о  происхождении
и цели человеческого существования.
     На этом этапе нередки  заблуждения.  Многие,  не  понимая  смысла
этого нового  состояния  души,  рассматривают  его  как  нагромождение
причуд  и  болезненных  фантазий,  поскольку  оно  очень   мучительно,
всячески стараются его подавить.  Боясь "сойти с ума",  они делают все
возможное, чтобы вновь погрузиться в конкретную  реальность,  которая,
как им  кажется,  грозит  от  них  ускользнуть.  В  ходе  этой  борьбы
некоторые с удвоенным рвением бросаются в водоворот жизни и жадно ищут
новых занятий,  возбуждений и ощущений.  Иногда таким путем им удается
приглушить свое беспокойство,  но почти никогда не удается  избавиться
от него совсем.  Оно, это беспокойство, бродит в глубинах их существа,
растворяет устои обыденной жизни и через какое-то время,  иногда  даже
через несколько лет, с новой силой вырывается на поверхность сознания.
Теперь это беспокойство становится еще мучительнее, внутренняя пустота
- еще невыносимее.  Человек чувствует себя уничтоженным,  все, из чего
состояла его  прежняя  жизнь,  кажется  сном,  опадает,   как   пустая
оболочка. В  то же время новый смысл еще не появился,  и порой человек
не просто ничего не знает о нем,  но даже не подозревает о возможности
его существования.
     Часто к  этому  страданию  добавляется  еще   моральный   кризис,
пробуждается и   углубляется  этическое  сознание,  человек  терзается
тяжким чувством вины и раскаяния за прошлые свои дела. Он сурово судит
себя и впадает в полное уныние.
     Естественно, в   этом   состоянии   легко   являются   мысли    о
самоубийстве, прекращение  своего  физического  существования  кажется
логическим разрешением внутреннего краха.
     Отметим, что   это   лишь   общая   схема   протекания   подобных
переживаний. В    действительности    здесь     возможны     различные
индивидуальные особенности:  одни  вообще не испытывают острой стадии6
другие оказываются в  ней  совершенно  внезапно,  без  предварительных
этапов, у  третьих  господствуют  навязчивые  философские сомнения,  у
четвертых основную  роль  играет  моральный  кризис.  Эти   проявления
духовного перелома   очень   похожи   на   определенные  симптомы  при
неврастении или  психастении.  В   частности,   одним   из   симптомов
психастении является  не  что  иное,  как  утрата  функционирования  в
реальности, другим - деперсонализация.  Сходство духовного  кризиса  с
указанными заболеваниями усиливается еще и тем,  что он вызывает те же
физические симптомы:  истощение,   нервное   напряжение,   бессонницу,
расстройства пищеварения и кровообращения.

0

3

Кризисы, вызванные  духовным  пробуждением.
Установление   связи
между личностью  и  душой,  сопутствующие ему потоки света,  радости и
деятельной силы приносят чудесное состояние  освобождения.  Внутренняя
борьба, страдания,  неврозы  и  физические  потрясения  могут внезапно
исчезнуть и часто  с  такой  удивительной  быстротой,  что  становится
очевидно, что происходят они не от материальных причин,  а от душевных
страданий. В таких случаях духовное пробуждение является исцелением  в
полном смысле этого слова.
     Однако не всегда пробуждение совершается так просто и гармонично.
Оно может само по себе вызывать сложности,  расстройства и отклонения.
Это касается  тех  людей,  чей   ум   не   вполне   уравновешен,   чья
эмоциональная жизнь чрезмерно экзальтирована,  нервная система слишком
нежна или чувствительна, чтобы безболезненно выдержать резкое усиление
духовных энергий.
     Когда разум  слишком  слаб  или  не  подготовлен,  чтобы  вынести
духовный свет, или когда человек склонен к высокомерию и эгоцентризму,
внутренние события  могут  быть  неправильно  поняты.  Возникает   так
называемое смещение  уровней,  перенос  относительного  на абсолютное,
сферы личного - в духовный мир.  Таким образом,  духовная  сила  может
привести к   раздуванию  личностного  "я".

Мы знаем,  что восприятие реальности  духа  и
внутреннего его  единства  с  человеческой  душой вызывает у человека,
который это   переживает,   чувство   внутреннего   величия,    роста,
причастности к Божественной природе. В религиозных учениях всех времен
мы находим многочисленные свидетельства этого. В Библии сказано кратко
и ясно:  "Знаете  ли  вы,  что вы боги?".  Блаженный Августин говорит:
"Когда душа человека  любит,  то  она  становится  подобна  тому,  что
любит". Когда  она  любит земное,  то становится земной,  но когда она
любит бога, не становится ли она Богом?
     Сильнее всего полная тождественность человека - духа в его чистом
бытии - с высшим духом выражена в философии  Веданты.  Как  бы  мы  ни
воспринимали  это отношение между индивидуальным и универсальным - как
полную тождественность по сути или как подобие,  как причастность  или
как  единство,  -  и  в  теории,  и на практике нужно четко осознавать
безмерную  дистанцию  между  духом  в  его  чистом  бытии  и   обычной
личностью.     Первое     -     это    основа,    или    центр,  второе - это наше маленькое "я", наше обыденное  сознание.  Пренебрежение  этим  различием ведет к нелепым и
опасным   последствиям.  Болезненное заблуждение тех,  кто
становится  жертвой  подобных  иллюзий,  заключается  в  том,  что они
приписывают своему преходящему  "я"  качества  и  способности  высшего
духа.  Речь  идет  о  смешении  относительной и абсолютной реальности,
личного и метафизического  уровней.  Подобное  понимание  определенных
случаев  мании  величия  может  дать  ценные указания к их лечению.  А
именно: совершенно бесполезно доказывать больному, что он не прав, что
он заблуждается,  высмеивать его. Это может только вызвать раздражение
и возбудить его.
     Предпочтительна другая   линия  поведения:  признать  реальность,
которая содержится в его идеях,  а потом со всем терпением  попытаться
объяснить больному его заблуждения.
     В других случаях пробуждение души и сопутствующее  ему  внезапное
внутреннее просветление   могут   вызвать   эмоциональную  перегрузку,
которая проявится бурно и беспорядочно,  в виде криков, плача, пения и
возбужденных действий.
     Некоторые сильные  натуры  в   результате   подъема,   вызванного
духовным пробуждением,    могут    объявить    себя    пророками   или
реформаторами. Они    возглавляют    движения,    основывают    секты,
отличающиеся фанатизмом и стремлением всех обратить в свою веру.
     У некоторых  людей  высокого  уровня,  но  слишком   сильных,   в
результате пережитого   откровения   трансцендентной   и  божественной
стороны собственного духа возникает притязание на полную и  буквальную
тождественность со  своей  духовной  частью.  На  самом  же деле такая
тождественность может быть достигнута  лишь  в  результате  долгого  и
сложного пути   трансформации  и  перерождения  личности.  Поэтому  их
притязание не может быть удовлетворено - отсюда депрессивные состояния
вплоть до   отчаяния   и  импульсов  к  самоуничтожению.

0

4

Спады, следующие за духовным пробуждением.
Через некоторое время
после духовного  пробуждения обычно возникает спад.  Мы уже говорили о
том, что гармоничный процесс духовного пробуждения  вызывает  ощущение
радости, просветления ума, осознания смысла и цели бытия. Рассеиваются
многие сомнения  и  решаются  многие  вопросы,   появляется   ощущение
внутренней уверенности.  Всему этому сопутствует переживание единства,
красоты и святости жизни:  пробужденная душа изливает поток  любви  ко
всем людям и ко всякой твари.
     И в самом деле,  нет ничего более радостного для сердца  и  более
утешительного, чем соприкосновение с пробужденным, который находится в
таком состоянии благодати.  Кажется,  что прежняя его  личность  с  ее
острыми углами и неприятными сторонами исчезла,  а нам улыбается новый
человек, исполненный симпатии,  стремления  принести  радость  и  быть
полезным окружающим,  разделить  с ними полученные духовные сокровища,
которые он не может объять в одиночку.
     Это состояние  радости  может продолжаться более или менее долго,
но ему,  конечно  же,  приходит  конец.  Повседневная  личность  с  ее
глубоким фундаментом  лишь  временно  ушла  с поверхности,  она как бы
заснула, но не исчезла и не преображена полностью.  Кроме того,  поток
духовного света  и  любви,  как  и  все  остальное в мире,  ритмичен и
цикличен. Следовательно, рано или поздно за приливом следует отлив.
     Переживание ухода  благодати  очень  мучительно,  и  в  некоторых
случаях оно влечет за собой сильнейший спад и серьезные  расстройства.
Вновь пробуждаются и с новой силой утверждают себя низменные влечения.
Весь "мусор", поглощенный потоком, снова всплывает на поверхность.
     Между тем  процесс  пробуждения  уже  утончил этическое сознание,
усилил стремление  к  совершенству,   человек   судит   себя   строже,
безжалостнее, ему может казаться,  что он пал глубже,  чем прежде. Это
заблуждение подкрепляется  тем  обстоятельством,  что  на  поверхность
выходят ранее глубоко скрытые наклонности и влечения: высокие духовные
устремления, являя как бы вызов этим силам, пробудили их и извлекли из
бессознательного.
     Спад может заходить так далеко,  что  человек  начинает  отрицать
духовную значимость  своего  внутреннего опыта.  В его внутреннем мире
царят сомнение и самоунижение, он поддается искушению считать все, что
с ним случилось,  иллюзией, фантазией, сентиментальными "сказками". Он
может стать ожесточенным и саркастичным,  цинично  высмеивать  себя  и
других, отрекаться от своих идеалов и устремлений.  Но несмотря на все
усилия, он уже не волен вернуться в прежнее состояние.  Красота и чудо
того, что он пережил,  остаются в нем и не забываются. Он уже не может
просто жить мелкой будничной жизнью,  его  терзает  и  не  дает  покоя
божественная тоска.  В  целом реакция крайне болезненна,  с приступами
отчаяния и мыслями о самоубийстве.
     Подобные чрезмерные реакции преодолеваются ясным пониманием того,
что происходит,  и  тем  самым  осознанием  единственного   пути   для
преодоления трудностей.  Именно  в  этом человеку необходима помощь со
стороны.
     Нужно помочь  ему  осознать,  что  состояние  благодати  не может
длиться вечно и  что  последующая  реакция  естественна  и  неизбежна.
Прекрасное состояние,  пережитое  им,  было подобно взлету к озаренным
солнцем вершинам,  с которых видна вся картина мира.  Но каждый  полет
рано или  поздно приходит к концу.  Мы снова возвращаемся на равнину и
потом медленно,  шаг за шагом,  преодолеваем крутой подъем,  ведущий к
вершине. И  осознание  того,  что  пережитый  спуск  или  "падение"  -
естественный процесс,  через который все мы должны пройти,  утешает  и
ободряет странника,  помогая  собрать  силы,  чтобы  начать  уверенный
подъем.

0

5

   Кризисы на  стадии  духовного  преображения.
Упомянутый подъем в
действительности состоит  в  полной   трансформации   и   перерождении
личности. Это длительный и сложный процесс, включающий различные фазы:
фазу активного ощущения с целью устранения препятствий потоку духовных
сил; фазы  развития внутренних способностей,  прежде скрытых или слабо
выраженных; фазы, в течение которых личность должна безмолвно и кротко
давать духу   работать  с  собой,  мужественно  и  терпеливо  перенося
неизбежные страдания.  Это время,  полное перемен,  когда свет и тьма,
радость и боль сменяют друг друга. Нередко силы человека на этом этапе
настолько поглощены   тяжкими   и   порой   мучительными   внутренними
событиями, что  он  плохо  справляется  с  разнообразными требованиями
внешней личностной жизни.  Посторонний наблюдатель, оценивающий такого
человека с точки зрения его нормальности и практической эффективности,
скорее всего придет к выводу,  что он  как  бы  стал  "хуже",  "стоит"
меньше, чем  раньше.  Так  внутренние  проблемы духовно развивающегося
человека усугубляются непониманием и несправедливыми  оценками  семьи,
друзей и  даже  врачей.  Не  раз слышит он неодобрительные замечания о
пагубном воздействии духовных стремлений и идеалов,  лишающих человека
его достоинств в практической жизни.  Подобные суждения часто вызывают
глубокую подавленность, душевное смятение и уныние.
     Это  испытание,  как и другие,  должно быть преодолено.  Оно учит
справляться с  личной  чувствительностью   и   помогает   вырабатывать
твердость и независимость суждений.  Поэтому следует не сопротивляться
такому испытанию,  а терпеливо принять его.  Если  же  близкие  поймут
состояние человека  в  этой  ситуации,  они  могут  оказать ему важную
помощь, избавить его от лишних страданий.  Речь идет лишь о  некотором
переходном периоде, когда человек оставил прежнее состояние, но еще не
достиг нового.  Так гусеница,  которая превращается в бабочку,  должна
пройти стадию куколки, стадию беспомощности и бессознательности.
     В отличие от гусеницы человек лишен той безопасности и тишины,  в
которой бабочка проходит свою метаморфозу.  Он должен, особенно в наше
время, оставаться на своем месте и по мере сил  выполнять  долг  перед
семьей и обществом,  профессиональные обязанности - так, как если бы в
его внутреннем мире не происходило ничего особенного.  Выпадающая  ему
задача очень  трудна.  Можно  сравнить ее с проблемой,  стоявшей перед
английскими инженерами,  которые  должны  были  перестраивать   здание
лондонского вокзала, не прерывая движения поездов ни на один час.
     Не удивительно,  что столь сложная задача  порой  вызывает  такие
нервные и    душевные   расстройства,   как   истощение,   бессонница,
подавленность, раздражительность,  которые в свою очередь,  вследствие
тесного взаимодействия духа и тела, могут вести к различным физическим
симптомам. Чтобы помочь в  такой  ситуации,  необходимо  прежде  всего
распознать истинную  причину  болезни  и  оказать  больному правильную
психотерапевтическую помощь,  иначе чисто физическое лечение  и  прием
лекарств лишь  смягчат  неблагополучие,  но  никак  не  подействуют на
душевно-духовные корни недуга.  Иногда эти расстройства происходят  от
перегрузки - от чрезмерных усилий,  направленных на то, чтобы ускорить
духовное развитие.   Следствием    таких    усилий    становится    не
трансформация, а вытеснение низших компонентов,  обострение внутренней
борьбы с соответствующим нервным и душевным  перенапряжением.  Слишком
ревностно стремящиеся  к  совершенству  должны постоянно помнить,  что
работа по их внутреннему перерождению осуществляется духом и духовными
энергиями. Их  же  личностная  задача - призвать к себе эти силы через
внутреннее самоотвержение,  медитацию  и  правильное  состояние  души,
стремиться устранить то, что может мешать свободному воздействию духа.
Помимо этого,  им  остается  лишь  с  терпением  и  доверием   ожидать
развертывания духовного действия в душе.
     Другая, в   некотором   смысле,   противоположная   трудность   -
справляться с  особо  мощным  потоком  духовной силы.  Эта драгоценная
энергия  легко  может  растрачиваться  в  избытке  чувств  и  излишней
лихорадочной деятельности.  В некоторых случаях эта энергия, напротив,
слишком сдерживается,  накапливается,   недостаточно   реализуется   в
деятельности, так что  в  конечном  итоге  ее давление также порождает
внутренние расстройства.  Так,  сильный  электрический  поток   плавит
проводник, вызывая   короткое   замыкание.   Таким   образом,  следует
научиться разумно управлять потоком духовных энергий;  не растрачивая,
использовать их в плодотворной внутренней и внешней деятельности.

0

6

Темная ночь души. 
Когда процесс трансформации  достигает  высшей
точки, решающий,  последний  его  этап нередко сопровождается сильными
страданиями и внутренней омраченностью.  Христианские мистики называли
это состояние  "темная  ночь  души".  Внешне  оно  напоминает болезнь,
которую психиатры называют депрессивным психозом или  меланхолией.  Ее
признаки: состояние   тяжелой   подавленности   вплоть   до  отчаяния;
выраженное чувство собственной недостойности;  острое самоосуждение  -
совершенно безнадежен  и проклят;  угнетающее чувство парализованности
ума, утрата силы воли и самоконтроля,  сопротивление и  торможение  по
отношению к   любым  действиям.  Некоторые  из  этих  симптомов  могут
появляться в менее выраженной форме и на  предшествующих  стадиях,  не
достигая, однако, напряженности "темной ночи души".
     Это своеобразное  и  плодотворное  переживание,  чем  бы  оно  ни
казалось, не  порождается  чисто  болезненным  состоянием.  Оно  имеет
духовные причины и глубокое духовное значение.
     Вслед за   этим   так   называемым  "мистическим  распятием"  или
"мистической смертью"  наступает  победное  воскрешение,   и   с   ним
кончаются страдания  и недуги.  Оно несет с собой полное выздоровление
и вознаграждает за все пережитое.

0

7

И зачем я сегодня столько словов и словей исписал, когда все уже давно до меня написано?!  :insane:
София http://i046.radikal.ru/0803/fe/670d01640db3.gif

Отредактировано Кралсон (2009-02-04 15:50:32)

0

8

http://s41.radikal.ru/i092/0902/13/cebe0ede3e7a.jpg

"Ступенька лестницы никогда не предназначалась для отдыха,
а лишь для того, чтобы дать опору ноге человека для поднятия на новый уровень."

0


Вы здесь » Форум Странников » Находки » Роберто Ассаджоли. "Нервные заболевания при духовном росте".