Высший Манас — главный созидательный фактор и пользователь космических энергий. Высший Манас, который проявляется в так называемом абстрактном уме, находится в распоряжении Души только тогда, когда он активен и правильно отрегулирован. Собственно уровни Души — это высшие уровни ментального плана.
Абстрактный ум — это способность формирования образов; это ум, работающий с чертежами, по которым моделируются формы. По мере того, как усиливается могущество ума и мышление человеческого существа всё больше отличается от массового мышления, оно неизбежно выстраивает мыслительную субстанцию в форму. Поначалу это происходит автоматически, бессознательно. Человек не в состоянии этому воспрепятствовать, но, к счастью для человечества, конструируемые формы настолько слабы, что они в высшей степени безобидны или настолько схожи с массовыми мыслями, что их действием можно пренебречь. Пока астральное тело в состоянии беспрестанного движения и его настроения и чувства, желания и эмоции достаточно весомы, чтобы притягивать внимание, положительные, чистые мыслительные процессы невозможны. Однако, по мере того, как человек усиливает своё ментальное тело, возрастает его способность причинять вред или помогать, решающим фактором качества мыслетворчества становится степень духовности человека и идея «непричинения вреда».
Высший Манас — это и есть человеческое Эго или Карана Шарира как плод разума и расцвет разумной самосознательности в высшем духовном смысле. Апофеозом развития Манаса является его синтез с системой Атма-Буддхи, при которой Манас становится частью Духовной Триады Монады, приобретшей Божественное Самосознание.Атма в соединении с Буддхи и высшим Манасом едина и вечна, поскольку два последних поглощаются первой при завершении всей условной и иллюзорной жизни. Когда Атма-Буддхи закрепляется как сознание и жизнь в человеческом существе, тогда их совместная деятельность пробуждает отклик от субстанции ментального плана, которая только после этого вносит свой собственный вклад. Её реакция производит то, что мы называем умом, который настолько тонок по природе и по эманациям, что невольно должен соотносится с двумя высшими аспектами (Атма-Буддхи) и стать частью Духовной Триады.
Развитие Высшего Манаса приведёт человечество к способности символического видения, которое вызывает видение цветов и геометрических символов, четырёхмерного зрения, а также тех снов и видений, которые являются результатом ментальной активности и часто обладают качеством предвидения. Символическое видение преображается в чистое видение, или чувствознание. Патанджали утверждает: «Видящий является чистым Знанием (гнозисом). Благодаря чистоте, он смотрит на представленную идею через посредство ума» (33; 65) Слова «чистое знание» интерпретировались как «чистое видение». Это видение есть наработка Души, которая по своей сути представляет чистое Знание. Ясное пользование знанием и совершенное постижение мира Души отличают человека, который достиг умственного контроля. Ум тогда становится окном Души, и через него духовный человек может взирать на новую, высшую область знания.